Арие Бурштейн – Наблюдая за танцем

Текст из описания воркшопа “Наблюдая за танцем”

Начало воркшопов по импровизации и движению всегда очаровывает меня. Я вижу хорошо образованных граждан: взрослых, умных, чувствительных, воспитанных людей, которые где-то встречаются, надевают свободную одежду, снимают обувь, заходят в зал, ложатся на пол – так, как будто это естественно.

Естественно? Для взрослых людей?? С какой стати??? Что за внутреннее разрешение получили эти люди, которые ясно бросают вызов социальным нормам «допустимого поведения». Они начинают перекатываться, ползать, касаться друг друга, сталкиваться, делиться весом, не соревнуясь и не пытаясь одержать победу. Они долгое время остаются неподвижны или движутся с невероятной скоростью, например, чрезвычайно медленно. Это танец без оценки или осязаемого результата. С одной стороны, мы участвуем в абсолютно бесполезном действии. С другой – изучаем набор следующих ценностей и принципов.

Наблюдать. Присутствовать. Слушать. Скорее делать, чем говорить. Скорее присутствовать, чем делать. Быть в диалоге. Скорее воспринимать душой и посредством органов чувств, чем обдумывать. Отваживаться на то, чтобы быть субъективным, аутентичным. Принимать во внимание мысли, чувства и опыт. Уважать пределы и рамки. Приспосабливаться к их границам. Затем растягивать и расширять границы. Оставаться творческим. Экспериментировать. Импровизировать. Т.е. оставаться Здесь и Сейчас. Быть внимательным к движению других, структуре их тела и музыкальности, а не только к их словам и историям. Не осуждать. Не оценивать. Ценить. Оставаться любознательным. Оставаться присутствующим. Оставайтесь присутствующим с собой: со своим Телом-и- Разумом, со своим дыханием, заземлением и проприоцептивностью. Оставайтесь присутствующим с партнером: будьте ответственными (способными дать ответ), позволяйте другим оказывать на Вас влияние, позволяйте себе учиться у других. Оставайтесь присутствующим в пространстве: примите, что Вы являетесь частью большой «картины», композиции в целом, перформанса в целом.

Кажущаяся «бесполезность» танца очевидна. Нет осязаемого результата или коммерческого артефакта. Редко когда, просто потанцевав, человек становится материально богаче или обретает большую политическую власть… И все же мы собираемся в зале, снимаем обувь, растягиваемся, перекатываемся и ИГРАЕМ друг с другом, празднуем то, что мы люди – нашу радость от движения и исследования. Мы празднуем жизнь, витальность и экспрессивные энергии.

На воркшопе я пытаюсь создать пространство, где внутреннее разрешение настольно обширно, насколько это возможно. Это разрешение играть, исследовать жизнь, убегать от нее, быть умным или глупым, потным или ленивым, спокойным и сильным, рассудительным взрослым или совсем ребенком, медитативным и смешным, легким и тяжелым.

Мы исследуем целый комплекс различных традиций и источников. Это соматические исследования, основанные на традициях визуализации и образа тела (БМЦ, идеокинезис, метод Фельденкрайза), разминки через бодиворк из буто, контактной импровизации, метода Илана Лева и других практик. Это методы дыхания и заземления из различных боевых искусств, йоги и традиций цигун. Это практики буто, которые бросают вызов восприятию времени, пространства и себя. Это исследование диалога в движении в форме контактной импровизации, которая подчеркивает аспект отношений в движении и прикосновении. Это сценарии и рамки для соло, дуэтов, трио и больших групповых форм импровизационного танца. Это системное представление об индивидуальном и групповых процессах роста и чувствительность к ним, в соответствии с акцентом гештальт-терапии Разума-и-Тела на росте, присутствии и исцелении.

Этот танец – ПРАКТИКА. Он требует сосредоточения и вложений, как медитация или развитие телесного навыка. Но он также – ЭТОС, выдвигающий на первый план некоторые человеческие ценности, установки, варианты выбора в бурном оркестре, именуемом СЕЙЧАС. Этот танец открыт как для людей, которым интересно исследовать свой личностный рост посредством движения, так и для тех, у кого немного танцевального опыта, а также для высококлассных технически подкованных танцоров и перформеров, которые по-прежнему любознательны и открыты новому опыту, обучению в яркой разнородной группе.
Я очень ценю «бесполезность» танца-импровизации и наслаждаюсь ей. Это пространство свободной игры, разрешения выражать себя, быть спонтанным и «сумасшедшим» в лучшем смысле этого слова. Это возможность относиться к себе, к другим и к окружающему пространству внимательно и игриво. Быть предельно человечным. Человечным – в интегративном смысле: вовлекая рептильный ум животного во мне с его инстинктами, врожденными рефлексами и потребностями, в то же время практикуя свободный выбор и гибкую адаптивность к постоянно меняющемуся пространству.