Статьи: Интервью с Русланом Сантахом для Алены и Сергея Груздевых

Статьи: Интервью с Русланом Сантахом для Алены и Сергея Груздевых

Руслан Сантах – актер, танцор, йогин, буддист. На данный момент единственный специалист по Контактной Импровизации (КИ) в Украине. Организовал «Клуб любителей Контактной Импровизации» в Киеве. Мы взяли у Руслана интервью, которое предлагаем вашему вниманию.

Впервые мы увидели тебя на плакате с асанами парной йоги с Юлией Твердохлебовой.

Да, издавна у меня есть тяготение к парной практике.

Йога, буддизм, танцы… С чего все начиналось?

Я танцую с тринадцати лет, занимался народными танцами, работал во всех наших больших народных коллективах в Киеве, потом стал заниматься современными танцами и пришел в шоу-бизнес. Начал ездить работать за границу: в Чехию, Швейцарию. Но я никогда не находил радости в таких длительных поездках за рубеж. Там другой менталитет у людей и мне было немного в тягость находиться там. Стимулировало только то, что это способ заработать деньги, чтобы здесь можно было нормально существовать. Кто-то видит радость в том быте — я не вижу.
Во время этих заграничных поездок у меня началось много всяких проблем со здоровьем – я простыл, с этим танцевал, все это дошло до воспаления легких, после лечения антибиотиками началась жуткая аллергия, потом сорвал себе спину. В общем, появилось много всяких болячек, внутреннего неудовлетворения. Когда я вернулся, у меня был длительный период без работы, я ждал следующего контракта, чтобы поехать за границу, и занялся здоровьем. Мне всегда нравились народные мудрости, и вот однажды, побывав на книжном рынке, я увидел книжечку, на обложке которой был седой старец, на плече у которого сидел филин. Она называлась «Секреты седого знахаря», там были изложены простые жизненные истины нормальным, понятным языком. С этого я начал.
Еще в то время, будучи за границей, я познакомился с одним нашим парнем, у которого была в Киеве знакомая видящая женщина, которая помогала ему. После его рассказов мне захотелось с ней встретиться, это было очень интересно и на тот период необходимо для меня. А в силу каких-то хитросплетений этой жизни я ее знал — она преподавала в университете культуры, в котором я учился. Когда я приехал, то совершенно случайно (не случайно) встретился с ней в метро, я решился подойти к ней и заговорить, и с этого момента моя жизнь кардинально поменялась, она мне дала мощный импульс к поиску того, чем мы являемся на самом деле, она вдохновила меня и показала, что мир гораздо богаче, чем мы себе его представляем. Для меня всегда на первом месте были такие понятия, как честь, совесть, достоинство, правда, справедливость, перешедшие от моих родителей. Эти принципы всегда были основополагающими, это можно назвать моралью, но на самом деле это просто культурные рамки каких-то традиций и у всех они свои, поэтому это не является чем-то изначальным.
В это время я часто ездил на Петровку за книгами. Прочитал Карлоса Кастанеду, некоторые книги переводил Андрей Сидерский, это меня заинтересовало, потом я прочитал его книги «Третье открытие силы» и «Йога восьми кругов». Я увидел, что наш парень так классно изгибается, а я танцую, мне это очень здорово может помочь. Тем более что он киевлянин. И тут же на книжном рынке я узнал о предстоящей встрече с Сидерским в Планетарии, где он будет рассказывать о себе, о йоге. Я пришел на эту встречу, посмотрел на Андрея и послушал его, все-таки решился к нему подойти, спросил совета по поводу практики. Андрей, как всегда, так оценивающе посмотрел, и вместо совета дал свой телефон. Мы встретились, поболтали, и он дал мне несложный комплекс упражнений по хатха-йоге. Андрей многое открыл для разных людей, и для меня это тоже был очень мощный стимул внутреннего развития. Я занялся хатха-йогой, очень увлекся, мне нравился его подход.
Как-то у Андрея в Харькове был семинар, я поехал, и там познакомился с Юлей Твердохлебовой. Она тоже для меня открыла много интересного. Юля меня привела к буддизму. Оказалось, что у нас в Киеве есть буддистский центр. Связь с буддизмом у меня прослеживалась уже давно, а Юля и Андрей это лучше чувствовали, чем я. Андрей мне как-то подарил статуэтку Будды. А когда у меня должна была состояться поездка в Японию, а это буддистская держава, то Юля обратила мое внимание на эту поездку, сказала, что я там найду что-то для себя.
Наш киевский центр основан ламой Оле Нидалом, это одна из четырех самых больших тибетских школ буддизма – Линия Карма-Кагью, ее еще называют Алмазным путем буддизма, это высшее учение Будды, которое он давал самым способным ученикам. Основной подход в этой школе основан на прямой передаче энергии от учителя к ученику. Вообще есть три пути: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна. Хинаяна – это начальный уровень, где объясняются какие-то простые истины, Махаяна – это когда люди начинают практиковать и медитировать, и достигают освобождения не лично для себя, а для того, чтобы можно было приводить к освобождению других существ. Ваджраяна – это самый быстрый путь к достижению совершенства, где особо талантливые ученики могут достичь просветления за одну жизнь.
Первый раз, когда я пришел в буддистский центр, взял книги, кассеты, присоединился к медитации, мне все очень понравилось. Когда я пришел во второй раз, там были другие люди, их было уже больше, что-то меня тяготило, я подумал, что, наверное, это не оно, была какая-то непонятная ломка, но на самом деле это было очищение. Оно всегда по-разному проходит. Раньше, когда я приезжал к Юле, меня просто трясло. Но это нужно было пройти, потом я все равно там появлялся. Вообще, что такое вера – это узнавание, когда ты встречаешься с чем-то и ты чувствуешь, что все тебе знакомо, ты все это где-то уже видел, это твое, ты также думаешь. И ты начинаешь доверять учителю, потому что его мысли совпадают с твоими, это совпадает с твоим миром, с твоей интуицией. Так у меня произошло с буддизмом. Когда мне стали говорить какие-то вещи, мантры, медитации, то я почувствовал это узнавание, мне это стало близко. Сейчас я этим занимаюсь очень усердно и с радостью. Я чувствую огромный рост не только у себя, но и у тех людей, которые там действительно практикуют, они реально меняются к лучшему, становятся более осознающими, меньше страдают, появляется больше радости, мудрости и сочувствия.
Все это время я также танцевал, это моя профессия и мне она нравится, но это и средство к существованию. И поэтому два пути, которые идут параллельно, сошлись в одной точке. Будучи танцором, много времени проводишь в репетиционном зале, и поэтому, если благодаря репетициям ты не развиваешься всесторонне, не становишься мудрее, то это время, потраченное впустую. Хотелось прийти к чему-то, что давало бы опыт, радость, пользу, осознание и наполненность. В хореографии есть много танцевальных направлений, и, осваивая разные из них, я пришел к тому, чем сейчас занимаюсь – к Контактной Импровизации. Это как раз тот вид танцевальной деятельности, который прекрасно сочетает в себе работу с телом и работу с умом.
Буддизм и контактная импровизация оказались очень близки. По сути, из двух путей я пришел к одному. Просто в медитации больше работы с умом, с речью. Есть практики, в которых используется и тело, но я дополняю все это КИ. Контактная импровизация – это умение находиться в моменте здесь и сейчас и правильно реагировать на ситуацию, реагировать не от мозгов, не логически помыслив. Ты попадаешь в какую-то ситуацию, тут же спонтанно и интуитивно принимаешь решение, но оно должно быть правильное, оно должно быть основано на здравом смысле и умении правильно оценить ситуацию. И здесь есть то, что и в буддизме, и что я, может быть, не находил в йоге. Йога – это все-таки путь самопознания, где человек достигает освобождения, но больше лично для себя. А в буддизме мы достигаем освобождения для того, чтобы потом посредством тела, речи, ума мы могли помогать другим существам. Это главная цель — работа не благо других существ, потому что когда мы одни, в этом мало смысла. Вокруг нас очень много других людей и все, что с нами происходит, происходит благодаря им. И поэтому не любить и не ценить людей, которые тебя окружают, становится не логичным. А основная идея контактной импровизации такова, что мы вольны делать все, что хотим, но мы должны не забыть о том, что мы не одни. Нужно быть внимательным к партнеру, иначе не будет контакта, а будет уже сольная импровизация. Если кто-то нам доверяется, передает нам свой вес или хочет на нас опереться, естественным образом нам надо как-то среагировать на это, поддержать его, предотвратить падение, подхватить его танец, его импульс. Либо, если мы не хотим танцевать с ним, можно его поддержать и уйти, но все равно должно быть внимание и забота о других.
Это танец не для всех, это танец для богатых людей, богатых внутренне, которые могут чем-то делиться. Бедные люди – это те, которые хотят что-то для себя. Здесь другой случай – мы делимся всем, что у нас есть. И если мы делаем это искренне, и наш партнер делает то же самое – а это суть КИ, то это прекрасные условия для того, чтобы возникло что-то общее, что-то большее, чем мы являемся в отдельности. Будда говорил, что мы – это и есть то пространство, которое нас окружает. И нет ничего вовне, что создало бы это пространство. Поэтому нет разделения на ты и я, хочу – не хочу, плохо – хорошо или добро и зло. Есть единство и богатство всех этих понятий, это все просто составляющие факторы, которые соединяются в чем-то, в каких-то проявлениях: то ли это человек, то ли какая-то ситуация. Это все есть в буддизме и в КИ. Философия и практика здесь совпадают, и мне это очень нравится.

Где и когда возникла КИ, кто ее родоначальник?

Очень глубокий и мудрый человек, который живет в Америке, зовут его Стив Пэкстон. Считается, что именно он открыл КИ, представив ее в 1972 году. Так что я почти ровесник контактной импровизации. Пока у нас о ней мало кто знает, это просто говорит о том, что к нам очень плохо доходит информация. Но сейчас КИ пришла и к нам, уже есть достаточное количество людей, готовых к ее пониманию, и мы пытаемся ее осваивать и развивать. Я читал несколько статей, написанных Стивом Пэкстоном, в которых он рассказывает о КИ, не давая ей кратких определений, а представляет ее с разных сторон. Действительно, в двух словах очень сложно сказать чем она является. На одной из конференций свой доклад он начинает с таких слов: «Как же мы неловко себя чувствуем, когда что-то нет и что-то да». И это просто гениальная фраза, это суть буддизма, когда мы начинаем что-то разделять, из-за этого происходят все страдания. Когда мы начинаем представлять, что я здесь, а ты там, и мы с тобой что-то отдельное, то тут же возникает какое-то желание: либо обладать чем-то, либо наоборот, если что-то не нравится, отстраниться от этого. Получается, что я страдаю от того, что я не могу получить то, что я хочу. Из-за разделения происходят все наши страдания. Есть еще много разных причин, но это одна из основных.
В одной и своих статей Стив Пэкстон рассказывает о внутренней технике, он рассказывает о КИ с точки зрения осознавания настоящего момента здесь и сейчас, осознавания каждого момента нашего существования. Он говорит о том, что наше тело формировалось с незапамятных времен и оно может делать гораздо больше вещей, чем мы используем в нашей обычной жизни. Когда мы двигаемся, то видим все в горизонтальной плоскости, поэтому, когда мы начинаем менять наши движения: мы переворачиваемся с ног на голову, начинаем крутиться, вертеться, то и что-то происходит в нашей голове с нашим сознанием. Часто бывает так, что когда мы кувыркаемся или делаем какой-то трюк, то закрываем глаза. Это моменты, когда мы не осознаем, что с нами происходит. Стив Пэкстон называет их темными зонами, черными дырами в нашем сознании. И КИ как раз является одним из средств, которое позволяет эти дыры уменьшать и убирать совсем. Мы начинаем использовать различные нестандартные положения тела, танцуем как в космосе – тело бывает вверху и внизу, сбоку, как угодно, оно движется различными всевозможными способами, и в каждом положении важно сохранять осознавание всего происходящего. И тогда это обеспечит безопасность движений, ты всегда будешь знать что делать, чтобы выкрутиться. Возрастает смелость, уверенность, радость, увеличивается потенциал твоих возможностей и главное осознавание – ты находишься здесь и сейчас, становишься хозяином положения и уже можешь выбирать, чему происходить.
Это то, к чему приходят люди в медитации, т.е. осознавание всего, что с нами происходит. Нам могут мешать сонливость, тупость, вялость, либо безумный бег наших мыслей, и это не дает возможности успокоиться, сконцентрироваться и «оказаться у себя дома». КИ очень похожа на медитацию, благодаря ей мы приходим к осознанному пребыванию «здесь и сейчас», где осознается каждое движение, каждая ситуация, в которой оказываемся.
Многие люди за границей, до сих пор спорят о том, как назвать, куда определить КИ (у нас просто спорить еще не с кем). Некоторые называют ее арт-спортом, другие — танцем. Я называю танцем, потому что здесь есть очень много возможностей для творчества, это великое искусство всего, что только может происходить, где возникает красота и гармония. Здесь внимание уделяется не на внешние формы, не на то, как эффектно ты выпрыгнешь или крутанешься, а на внутреннее чувствование партнера. То есть танец рождается откуда-то изнутри, от истоков. И когда танцуют настоящие мастера КИ — это невероятно красиво, просто потрясающе.

А откуда название арт-спорт? Слово спорт подразумевает соревнования. По КИ проводятся соревнования?

Нет, КИ не проводится соревнований. Арт-спортом называют, потому что там есть много силовых движений, есть жесткая физическая работа, где люди поднимают друг друга, ложатся, катаются. Просто это не входит в рамки «приличного» понимания о танцевальном жанре искусства, там нет хореографии, нет каких-то канонов, это свободная пластика. Я называю КИ королевой танца, потому что это танец, демонстрирующий и приводящий людей к свободе. Единственное правило в КИ – это постоянно думать о других, но оно не ограничивает, а обогащает танец, потому что то, что сделают двое, никогда не сделает один, с партнером танец становится богаче, гармоничнее.

Все ли желающие могут заниматься КИ или нужна какая-то специальная подготовка, какие есть ограничения?

Это так же, как и с буддизмом Алмазного пути. В принципе существуют различные школы бддизма и различные танцевальные стили. Они открыты для всех. Но, как в линии Карма-кагью, так и в КИ, остаются только достойные. Не каждый готов к этому внутренне и внешне. Большое значение имеют и физические данные: вес, силовая подготовка. В принципе, контактная импровизация очень многогранна, и в ней можно найти очень много всего для разных людей. Можно найти оздоровительный эффект – это прекрасный массаж всего тела, разминаются все части тела от макушки головы до пальцев ног и рук. Важно понимать, что ты хочешь и можешь – здраво оценить свои возможности. Есть люди, которые не подготовлены, которые никогда не танцевали, никогда не занимались спортом, они приходят и хотят сразу на сцену. Они пробуют, у них не получается и они сразу думают, что это не для них. Для этого надо иметь мышцы, растяжку, еще что-то, у них просто цели не совпали с возможностями, но они прекрасно могли бы заниматься для своего здоровья, они получили бы прекрасное гармоничное развитие, потому что нагрузка очень равномерно распределяется по всему телу. Танцуя на двух ногах вертикально, мы очень сильно нагружаем ноги и не особо развивается верх – руки, плечевой пояс и получается дисгармония. Здесь же мы переворачиваем тело в горизонтальное и другие положения, и тело развивается полностью. Прекрасное физическое развитие.
С другой стороны, есть люди, которые уже имеют хорошую физическую подготовку, предположим танцоры, у которых сильные, воспитанные в физическом плане тела, мышцы привыкли к работе, но они очень часто уже ограничены стереотипами. Ты им говоришь импровизировать, а они начинают делать заученные движения. Они не умеют отпустить то, что они уже знают, и придумать что-то новое. Это им мешает раскрыть свой творческий потенциал. Их мозги не всегда готовы к тому, чтобы просто стать в удобное положение, пусть как-то коряво, но устойчиво, и хорошо поднять партнера или принять его вес, им хочется выглядеть красиво. Они могут любоваться собой, играть на публику, кому-то строить глазки, а из-за этого теряется внутренне ощущение. А здесь очень важен контакт с партнером, ты направляешь свое внимание внутрь, на те ощущения, которые предлагают тебе сделать то, что сейчас логично, и при этом внешние формы не всегда бывают столь эстетически красивы с точки зрения классических стилей. Нужно от этого уйти, а им кажется, что это смешно и безобразно, им это мешает. Поэтому люди пробуют и говорят, что им это не подходит, они не готовы танцевать внутренний танец, они готовы работать на публику, хотят кого-то удивлять, хотят чего-то пафосного, яркого. Бывает так, что человек имеет хорошую физическую подготовку, но он очень большого веса, а у нас в коллективе все небольшие ребята, и с ним бывает тяжело. Это просто будет другой танец, он сможет больше быть в роли поддерживающего других. А ему тоже хочется передать кому-то свой вес, но это не логично в создавшейся ситуации. Танец строится на обоюдном обмене, на смене заданий, партнеров, ролей, а тут получается некая однобокость – его никто не сможет выдержать, а он все время будет кого-то носить, интерес может потихоньку угаснуть. Похожая история и со слишком маленькими, очень худенькими. Но самое главное быть внутренне готовыми. Так же, как и буддизм Алмазного пути не для всех, только для людей, которые способны его понять, и на самом деле таких не так уж много. Когда ты говоришь неподготовленному человеку, что природа твоего ума – это ясный свет, то он ответит: «да, это здорово, еще пива, пожалуйста». То же самое с КИ. Поэтому остаются не все, многие не выдерживают и уходят. И потом, вокруг КИ создается особая атмосфера, которая очень сильно трансформирует людей. Она учит людей думать о других, учит выходить из своего замкнутого внутреннего мира, открываться, делиться. Это не так уж просто, у людей бывает ломка, не всегда это происходит безболезненно, и не всем это подходит.

Получается, что не всем это нужно и не все это могут?

Я бы сказал, что всем это было бы полезно, но, к сожалению, не все могут это понять. Это нормально. Для разных людей существуют разные танцы, как и разные религиозные течения. Для каждого что-то свое. В Тибете в буддизме существует много буддистских школ и все эти школы, хоть и действуют от имени Будды, говорят о просветлении, в чем-то они похожи, но у всех различный подход. И это здорово, потому что есть разные люди и для каждого существует какой-то свой путь постижения, он идет по своей стезе. Для меня действенны одни средства, для другого другие. Точно также и с контактной импровизацией.

Расскажи о «Клубе любителей КИ».

Сейчас мы – а это я и несколько энтузиастов, которые помогают в этой работе – пробуем представлять КИ в Киеве, в Украине и других местах, куда приглашают. Я считаю, что это тот вид танца, который достоин жизни и который может многих людей обогатить, сделать счастливее, радостнее, и я вижу в этом большой смысл. Для этого мы создали «Клуб любителей Контактной Импровизации». На данный момент у нас нет профессиональных танцовщиков и говорить о каких-то серьезных выступлениях сложно, тем более что это не коммерческая вещь пока. Но есть уже любители, есть люди, интересующиеся, которые видят в этом смысл для себя. И мы хотим, чтобы таких людей становилось больше.

А где и как можно попробовать себя в КИ?

Я провожу регулярные занятия два раза в неделю в тренировочном центре «Идеал» на Печерске по четвергам с 20-00 до 22-00 и по воскресеньям с 15-00 до 17-00. Также раз в неделю по понедельникам мы проводим открытые выступления – контактные джемы — в «Новом драматическом театре на Печерске» по адресу: ул. Шелковичная, 3 1-й подъезд, дверь слева от лифта. Там такое уютное полуподвальное помещение. На это представление может прийти каждый желающий, и оно не стоит никаких денег ни для выступающих, ни для зрителей. Пока что условия таковы и это замечательно. Я не знаю, как будет дальше, потому что все меняется, но пока есть такая возможность. Выступают те, кто уже имеет опыт, мы танцуем, демонстрируем контактную импровизацию, набираемся опыта выступления перед людьми. На джемы приходят новые люди, они могут визуально с этим познакомиться, задать любые вопросы, и если им это интересно, они могут подключиться к занятиям в тренировочном центре. Недавно у нас был семинар замечательного мастера по КИ из Швеции Бенно Воорама. Он дал мощный толчок, сильный импульс для развития КИ у нас в Киеве. И сейчас наш клуб очень хорошо функционирует, есть сформированный костяк, люди, у которых хорошо виден рост, приходят новые люди. Мы планируем проведение мастер-классов других учителей из-за рубежа. Как раз сейчас приглашена из Москвы, на мой взгляд, лучшая специалистка по КИ в России Анжела Доний. Она проведет здесь мастер-классы с 1 по 11 февраля. Занятия будут каждый день по 3 часа, по понедельникам будут джемы и 11 числа, я думаю, у нас будет заключительное выступление в театре на Подоле. Там мы хотим представить КИ более широко. В дальнейшем планируем приглашать других специалистов и развиваться. Посмотрим, как это все будет происходить.

Часто люди разделяют свою жизнь на две части: необходимость зарабатывать деньги на существование, походы на работу, а второе – свой интерес. Зачастую эти две стороны очень жестко разделяются. К сожалению, немногим удается совмещать интересное любимое занятие с необходимостью зарабатывать деньги на жизнь. Как это происходит у тебя?

На самом деле этот стиль жизни, когда ты начинаешь заниматься тем, что тебе нравится, а не тем, что тебе приносит доход – это хождение по лезвию бритвы. Таких людей единицы. Это могикане, которые все время на грани риска – выживут или не выживут. Я стараюсь жить так, но бывает по-разному. Деньги – это реальная сила этого мира, они необходимы, поэтому надо прилагать усилия, чтобы они были, надо их зарабатывать. Но для меня никогда не было целью заработать денег ради самих денег. Это просто средство, чтобы можно было что-то делать. Но я выбрал такую сферу деятельности, в которой много не заработаешь, во всяком случае, пока. Мало кто знает о контактной импровизации (КИ), да и не все ее понимают.
Когда я занимался современными популярными танцевальными стилями — шоу бизнесом — тогда это все было намного проще и понятнее. Находилась работа, меня приглашали поставить какой-нибудь танец в ночном клубе или в каком-то балете, еще что-то. Там все ясно и понятно. Здесь все по-другому. Я ушел из больших коллективов, ушел из групп и, по сути, по жизни иду сам. Есть, конечно, люди, которые мне помогают, я им очень благодарен, они помогают не только мне, они помогают всему делу, которое я пытаюсь делать. Сейчас я почти всецело отдаюсь КИ, и вижу в этом большой смысл. И пока мне хочется оставаться на том, на чем я стою. Пока мне хватает сил для того, чтобы продолжать заниматься любимым делом, которое действительно полезно и которое приносит пользу для других людей.
Основная идея буддизма – работа на благо всех существ. Мы достигаем просветления для того, чтобы с более совершенного уровня помогать другим. А до тех пор, пока мы сами запутаны, мы не можем эффективно кому-то что-то советовать и помогать, поэтому мы должны развиваться. Чем выше уровень развития, тем лучше мы видим причины страданий не только собственные, но и других людей, и мы можем помогать. И еще есть такая штука, которая помогает жить – если мы думаем о себе, у нас есть проблемы, если мы думаем о других – у нас есть задачи. Когда у нас есть задачи, мы просто их начинаем решать и наши проблемы отпадают.
Но если честно, у меня еще не налажен процесс общения с деньгами, я все время иду по очень тонкой грани того, чтобы свалиться, не всегда это приятно, часто это сковывает, ограничивает, провоцирует делать какие-то вещи, которые мне бы уже не хотелось делать. Но все это абсолютно нормально – мы хотим делать только то, что нам хочется, но иногда нужно делать еще то, что сейчас необходимо, то, что требует ситуация. И поэтому я не чураюсь ничего. Я не говорю, что я занимаюсь только КИ, мне хочется заниматься только КИ и хочется, чтобы весь процесс был поставлен так, чтобы он действительно давал возможность нормальному существованию и распространению этого знания. На данный момент единственное богатство, которым я обладаю, это то знание, которое у меня есть в области танца, в области контактной импровизации. И я готов делиться своим богатством.

Да, действительно это путь по лезвию бритвы, но в этом, наверное, и испытание — настоящая ли это потребность или нет. Если это истинное желание идти по этому пути, я думаю, все другие вопросы будут решаться.

Да, согласен. Я в последнее время учусь доверять пространству. Когда ты что-то делаешь, и если все складывается, и если ты еще не умер, и люди вокруг тебя довольны и счастливы – значит все правильно, какие бы другие сложности не возникали. Но если ты к чему-то ломишься, а у тебя ничего не получается — люди от тебя уходят, возникают недовольства, страдает один, другой. А ты все видишь в этой цели свой тайный смысл – нет, это правильно, я это в будущее несу или еще что-то, но пространство тебе всеми способами говорит, что это не верно, то лучше остановится и подумать.
То, чем я сейчас занимаюсь – классная штука, она приносит радость. Я называю КИ – танцем величайшей радости и спонтанной игры пространства. Когда танцуешь, откуда-то изнутри спонтанным образом возникает радость, улыбка. Это безграничная игра пространства: множество форм, различных движений, богатство всего того, что может вообще проявляться в этом мире. Танец является демонстрацией этого. Я вижу, что множество различных знаков говорят, что все идет правильно. Часто возникает множество удивительных совпадений (как бы случайностей). Странно, но вроде бы случайно ты встречаешь человека, который нужен тебе прямо сейчас, потом ты оказываешься в каком-то месте и тоже понимаешь, что это не случайно. Таких случайностей в моей жизни очень много, я им доверяю. Это не то, чтобы я за этим слежу и пытаюсь что-то просчитывать, просто иногда я это замечаю — это радует — и иду дальше. А если что-то не складывается, то останавливаюсь, задумываюсь о том, что же не так.
Буддисты говорят, что очень часто мы имеем как раз то, что нам надо, а не то, чего хотелось бы. Бывает так, что мы имеем какие-то трудные ситуации, нам это не нравится, мы страдаем, мы все время пытаемся из этого уйти, но в реальности мы пытаемся убежать от урока жизни, который нам дает это пространство. Мы попали в ситуацию, в которой мы должны что-то понять, в которой нужно преодолеть какие-то свои ограничения, научиться функционировать с какими-то людьми. И в КИ то же самое, мы учимся танцевать со всеми людьми на том уровне, на котором мы можем танцевать с ними. Если наш партер больше и тяжелее, то наш танец строится на том, что мы его меньше поднимаем, больше работаем в тонком контакте – руками, взглядами. Если это неопытный партнер, то мы подстраиваемся под него, мы учимся быть гибкими и принимаем ситуацию такую, какая она есть: мы не отворачиваемся и не начинаем убегать от него, — нет, мы принимаем ситуацию, и очень часто танец при этом будет интереснее, чем с опытным партнером, потому что он открывает для тебя что-то новое. Это многогранный опыт. Эту модель можно переносить в жизнь. Ты встречаешься с людьми, пусть какой-то человек тебе сейчас неприятен, но это не значит, что он плохой, это значит, что у тебя есть какая-то заморочка, которая тебе говорит, что этот человек неприятен, т.е. это проекция нашего ума. Это наша проблема, мы неправильно его видим, мы не знаем, как с ним себя вести, что-то нас напрягает, поэтому мы не хотим с ним быть. На самом деле проблема у нас внутри, а человек нам дан для того, чтобы мы могли увидеть почему это у нас возникает. Поэтому очень важно доверять пространству. Я доверяю ему, пока идет все нормально.

Какие у тебя цели в жизни?

Просветление.

Сроки?

Эта жизнь. Это из области фантастики, но нет ничего невозможного. Это может очень громко звучать, когда об этом говоришь: цель моя – просветление, работа на благо всех существ. Она звучит очень пафосно, но это действительно то, чего хочется достичь. Хочется достичь понимания природы нашего ума, понимания того, чем мы являемся. И имея этот уровень понимания, эффективно помогать другим людям, приводить их к свободе, радости, осознанию сути своего ума. Это глобальная цель. Это то, о чем говорят ламы, о чем говорится в буддизме, это то, к чему я стремлюсь, к чему мне хочется прийти.
Чем дольше живешь, чем больше практикуешь, тем больше убеждаешься в том, что смысл этой жизни заключается не в тебе одном, а во всем, что тебя окружает. Поэтому естественным образом возникает сострадание, когда видишь, как плохо людям и ты не можешь им помочь, ты ничего не можешь с этим сделать, все из известных методов не помогают. Дать человеку деньги – он их потратит, дать ему славу – это может вознести его эго и после этого последует еще более сильное падение, научить каким-то наукам — он сможет просидеть всю жизнь где-нибудь в лаборатории, будет хорошо зарабатывать, может быть семьянином, но в результате ни к чему не придет. Поэтому единственно полезная деятельность в моем понимании, это Дхарма — это учение, которое дал Будда, это учение освобождения. Это учение о том, чем мы являемся, чтобы люди видели, чем являются на самом деле, это все равно что видеть океан за волнами, которые появляются и исчезают, это все равно что видеть свечение зеркала за отражениями, которые меняются в этом зеркале. Это истинная наша суть, это то, что никогда не рождалось и никогда не умрет, это то, что будет и есть всегда. Потому что все остальное, к чему бы мы ни привязались, куда бы мы ни направили свою цель – семья, работа, дом, танцы, КИ, еще что-нибудь такое – это все сейчас есть, а потом этого не станет. И поэтому это иллюзорная цель, за ней можно долго идти, но она просто растает перед тобой, как мираж. Люди проживают жизнь, потом они умирают и ничего не могут с собой забрать, они уходят из жизни одни, они не могут забрать ни родственников, ни денег, ни хорошие отношения, ни машину, ни дачу, ни дом — ничего, они уходят пустыми. Уходит их осознавание, уходит то, чем они являются. Будда дал средство, ведущее к освобождению, к просветлению. Это меняет людей, люди меньше страдают, они видят причину, а не смотрят на следствие, для них каждый момент жизни становится радостью, если они понимают, почему это происходит. Сам момент осознавания – это величайшая радость. Сделать людей внутренне наполненными, духовно богатыми – это большой смысл в жизни. К этому я стремлюсь, это моя цель. Иду я быстро или медленно, хорошо или плохо — это уже другой вопрос.

Да, у разных людей разные цели, далеко не все хотят, чтобы их вели к освобождению.

Если разные люди и разное понимание вещей, и это нормально, каждый свободен в своем выборе. Мы не можем на улице поймать человека и начать приводить его к буддизму, как это делают христиане, которые подбегают ко всем людям на улице, начинают поучать, давать книги, приглашать на собрания. Мы можем создать условия, демонстрировать собственный опыт, тогда люди будут смотреть на нас и замечать то, что буддисты всегда радостные, любят шутить, никогда не болеют, бормочут какие-то мантры себе под нос, делают какую-то зарядку. И если у человека у самого возникнет к тебе вопрос, то ты сможешь ему рассказать. Когда человеку не интересно, сколько б ты ему не говорил, что просветление – это здорово, ему это ни о чем не скажет. А людей должно что-то стимулировать — либо тяжелая жизнь, либо хорошая карма.

Кроме буддизма есть много различных течений и религий. Является это путем к одному и тому же либо это противоречия?

По-моему, если мне не изменяет память, учителя говорили, что истина одна — это пространство, наш осознающий лучезарный и сверкающий ум радости и света. Есть различные пути, методы, и есть различная скорость достижения цели. Если человек очень талантлив и в предыдущих воплощениях много медитировал, то благодаря методам Алмазного пути он может достичь просветления за одну жизнь. Это не значит, что человек, который занимается буддизмом, сейчас просветлеет и достигнет истины, но это значит, что уже в следующей жизни он будет иметь хороший «стартовый капитал». И тот человек, который занимается даосизмом или индуизмом, сейчас он создает предпосылки для следующей жизни, и возможно в следующей он станет буддистом, чтобы прийти к окончательному просветлению.
Насколько мне известно, в других религиях существует версия бога-создателя, это дуальность. Там уже нет истины, там можно достичь многих совершенных качеств, но там не говорят о том, чем все является. Там говорят о том, что что-то все это создало, это уже ошибка. У меня есть убеждение в этом. Можно сказать так, что истина – это состояние Будды, он достиг этого состояния, и если человек другой религии достигнет такого же состояния, то он уже буддист, он уже Будда. Поскольку высшая истина одна, и это состояние Будды, а он ушел из жизни не скрыв ни одного поучения, приводящего к тому же, и поэтому тот, кто использует другие методы, он окажется в каком-то другом месте, но не достигнет того, чего достиг Будда. Он придет к высокому уровню постижения каких-то вещей, но это не окончательное просветление.

Дуальность – это разделение: Бог и все остальное, а как в буддизме?

В буддизме есть такая идея неотделимости человека от пространства, от всего, что его окружает. Оно было, есть и будет, оно не рождено и не умрет, и мы не рождены и не умрем. Мы просто перетекаем из одного состояния в другое. И если есть идея, что все единое, целое, без конца и центра, просто есть, то, как может быть что-то вне этого? Буддисты говорят, что мы – это тот ясный свет, который нас окружает, природа нашего ума безгранична.

Интервью взяли Алена и Сергей Груздевы
для сайта www.ukryoga.narod.ru