Соблюдение границ/Сосуществование полов: статья об ощущении женщинами небезопасности во время контактной импровизации

Близость, которую можно ощутить в процессе контактной импровизации, может быть источником контакта, самовыражения и терапии для изголодавшейся души. Но не все переживают эту близость, как нечто целостное. За те 10 лет, что я практикую, мне приходилось неоднократно слышать истории женщин, столкнувшихся с неприятными чувствами на танцполе и в сообществе, главным образом по вине мужчин, злоупотребляющими этой близостью и привносящими нежелательную сексуальность в контакт.

Сексуальность — естественная и красивая часть человеческого опыта. И эти истории женщин, почувствовавших опасть в КИ, не имеют целью стыдить всех, кто чувствует сексуальную энергию или чувствует влечение к другим людям. Проблема не в самой сексуальности, а в том, каким образом, как и когда она проявлена. Проблема в согласии.

Теоретически, в КИ нет понятия пола. Женщины, мужчины, трансгердные люди и те, кто не выбирает пол, могут танцевать, с кем хотят. Точно также, теоретически верно то, что кто угодно может подвергнутся нарушению границ в КИ, не зависимо от пола. Однако, истории, которые я слышу опять и опять, исходят в основном от женщин, которым неуютно с мужчинами Таким образом это эссе посвящено именно этой динамике.

Разговаривая с танцорами мужчинами, я слышал мнение, что женщина сама несет ответственность за свои границы и что она вольна остановить танец в любой момент, по любой причине. Это хорошее напоминание, но услышанные мной истории свидетельствуют, что такого подхода недостаточно. В конце концов, для танго нужны двое! Мужчины также обязаны отдавать себе отчет о своей энергии, намерениях и действиях, которые влияют на женщин на площадке.

Эта коллекция историй нужна, чтобы поделиться опытом с сообществом КИ. Эти истории должны быть услышаны с должным уважением. Осознавая весь спектр опыта, полученного в КИ, мы станем более осознанны в отношении происходящего во время танца, и вместе мы сможем влиять на культуру нашего сообщества, с тем, чтобы создать более безопасное пространство для женщин.

Вот некоторые выдержки из историй.
Из одного только сообщества Монреаля, Канады, 16 женщин рассказали о своем опыте.

Женщина описала некоторые специфически движения, которые используют мужчины:

“Во время танца мужчины постоянно разводят мои ноги чтобы видеть или чувствовать мою промежность на своем теле. Неоднократно мужчины настаивали на том, чтобы сжать меня между своих ног, чтобы мы оказались в позе ножниц. Мне также мало нравится позиция, когда мужчина сидит у меня на спине (раскинув ноги), особенно, если при этом он не носит белья и в его одежде имеются дырки. Да, такое случается! Также обычное дело для мужчин, растянуть мое тело так, чтобы грудь уперлась им в лицо, либо просто ненароком постоянно касаться ее. Другая любимая позиция мужчин, когда парень, стоя за мной, поднимает меня, разводит мне ноги и прижимает промежность к промежности, держа меня за предплечья. Очевидно, я должна себя чувствовать звездой Грязных танцев или Титаника, однако вместо этого я чувствую стыд и беспомощность.
Я знаю, все это может происходить ненамеренно, и новички зачастую неуклюжи, неловки и стеснены в переходах. Последнее, чего бы мне хотелось, это стыдить кого-то, кто сделал это случайно и быстро исправил ситуацию. Я говорю о случаях, когда такие движения повторяются из раза раз в одном танце или вообще становятся стилен опытного танцора.”

Другая женщина почувствовала дискомфорт от нежелательных сексуальных действий партнера. Вот, что случилось потом:
“С намерением побыстрее завершить все более неприятный контакт и уйти, я рефлекторно наклонилась, чтобы поцеловать на прощание партнера, как это принято в моей стране, и неожиданно ощутила, что мочка моего уха исчезает у него во рту. Я настолько растерялась от неожиданности, что не смогла ничего сказать и просто убежала, с отвращением думая о таких неприкрытых заигрываниях. И весь завершающий круг мне пришлось провести в попытках спасти остатки хороших чувств о джеме, которые мне удалось сохранить.”

Еще одна женщина, совершенный новичок в КИ, столкнулась с мужчиной, прижимавшим свой эрегированный член к ее телу во время танца:
“Сначала я была не совсем уверена, что я ощущаю в этом новом для меня потоке движений и дезориентации. Действительно ли это происходит, на самом ли деле я чувствую эти острые касания во время танца?

Я была не уверена, пока он еще раз не прижался ко мне, и я странным образом застыла, все же продолжая двигаться.
Я продолжала двигаться с мыслью, что я не уверена, в том, что чувствую, и, конечно, он не стал бы продолжать, и, конечно, я не стану ставить его в неловкое положение, и, конечно, мужчины не могут это контролировать, и, конечно, я преувеличиваю и…
Я не помню, как все это закончилось, но я точно поблагодарила его, как правильная хорошая женщина должна была сделать.

Но я больше не вернулась. Спустя пять лет, мне все еще понадобилось три недели, чтобы, выйдя из дома, проехав весь город и войдя в открытый класс для джема, я не повернула назад, домой.”

Она добавляет:
“Что я помню, это странный паралич и чувство паники одновременно с ужасающим спокойствием. Чувство хрупкости и сжатого воздуха, давления и пустоты, наслаивающиеся на ощущение нежелательного касания, будто выталкивающего меня из собственного тела, отсоединяющего меня от себя самой”

Еще одна женщина поделилась своим опытом такого контакта с другими танцорами:
“Я рассказала им, что со мной случилось и как отвратительно я себя чувствовала. Они спросили, кто это был, и сказали, ‘А! Он! да, он наша общая проблема,’ вот и все. Ничего больше не было ни сказано ни сделано. Я вернулась в студию, чувствуя отвращение, и попыталась продолжить танец, но практически не смогла. Больше в джем я не вернулась”

Еще одна женщина, опытный танцор, ушла из сообщества из-за повторяющегося нежелательного контакта. Вот ее слова:
“Давайте сделаем сообщество КИ безопасным и гостеприимным пространством, наполненным единомышленниками и ресурсами, вдохновением для открытости и осознанности. Пространство, где тень может быть проявлена без страха. То, что мы приобретем, в тысячи раз ценнее того, что мы теряем сейчас — доверие, уверенность, яркость, креативность и участие многочисленных потенциальных членов сообщества. Например, меня”

Предложения по созданию безопасного пространства:

  • Не думайте, что вы можете навязывать кому-то сексуальную энергию и что этот человек должен нести ответственность за удержание границ, и за то, чтобы остановить вас. Если человек уже вынужден отстаивать свои границы, значит вы зашли слишком далеко.
  • Если вы замечаете сексуальную энергию в теле, просто заметьте ее, не подкрепляя ее и не позволяя ей влиять на то, как вы прикасаетесь к партнеру. Если вам интересно исследовать сексуальный импульс, вслух поинтересуйтесь у партнера его согласием, и только в случае определенного “Да”, воспринимайте это как да. (Однако, сексуальная энергия даже по обоюдному согласию может причинять дискомфорт остальным участникам джема). В противном случае вежливо завершите свой танец, как только заметите, что возбуждены.
  • Позвольте танцу рождаться в партнерстве. Не полагайте само собой разумеющимся, что кто-то хочет быть бесконечно ведомым, чтобы его поучали или манипулировали его телом и постоянно поднимали в поддержки.
  • Найдите в сообществе людей, которые были бы способны активно выслушивать жалобы и разрешать конфликты. Дайте всем неоднозначно понять, кто эти люди и какова их роль (например, разместите их фотографии на доске объявлений, наденьте им повязки на руки).
  • Если кто-то неоднократно замечен в провоцировании дискомфортных ситуаций, лидер сообщества должен поговорить с ним напрямую.
  • Если вам кажется, что вы сами нарушили чьи-то границы, вы ткже можете воспользоваться посредничеством ответственных людей, чтобы поговорить с тем человеком и принести свои извинения.
  • Если вы являетесь свидетелем танца, где, как вам кажется, нарушаются границы, и вы чувствуете необходимость вмешаться, сделайте из дуэта трио и проверьте динамику. Дайте возможность человеку деликатно покинуть танец, если он или она захотят, а затем выслушайте его, если это необходимо.
  • Опытные танцовщицы, разговариваете с женщинами новичками и открыто поднимайте этот вопрос.
  • Преподаватели, признавайте проблему и указывайте классу на важность обоюдного согласия. Проведите занятие, посвященное конкретно этому вопросу.
  • Сделайте доступной информацию по этому вопросу непосредственно в залах и на мероприятиях(например эту статью или работу Мартина Кеога “101 способ сказать “Нет”). Создавайте новые ресурсы, используя информацию, полученную от людей, подвергшихся подобному обращению.
  • Раз или два в год, поднимайте этот вопрос в сообществе.

Если вы почувствовали дискомфорт во время танца:

  • Прекратите танец. Вы вправе сделать это в любой момент по любой причине. Вы не обязаны объясняться или оправдываться.
  • Если вы все же готовы остаться в танце, попробуйте изменить динамику. Ускорьтесь, встаньте, отодвиньтесь. Танцуйте о том, что чувствуете. Преувеличьте движения.
  • Если в состоянии, поговорите с партнером. Скажите “ Когда ты [делаешь так], я чувствую…” или “Мне не по себе когда…” (Однако, даже если вы не можете точно распознать специфические движения или поведение, ваш дискомфорт все еще реален!)
  • Поговорите с преподавателями, организаторами джема, ответственными людьми или танцорами “старичками”

 

Оригинал статьи: https://contactquarterly.com/contact-improvisation/newsletter/index.php#view=respecting-boundaries-coexisting-genders

За перевод спасибо огромное Ирине!